Новости, обзоры и акции
Новости, обзоры и акции
Мостовые и козловые краны
Мостовые и козловые краны относятся к кранам с мостовой балкой. Они имеют горизонтальную несущую ферму и перемещающиеся по ней одну или две грузовые тележки. Несущая ферма крана может передвигаться по специальным подкрановым рельсовым путям. Подъем и опускание груза и перемещение грузовых тележек осуществляется посредством барабанов и канатно-блочной системы. Для передвижения кранов по рельсовому пути на ходовых тележках крана устанавливается электромеханический привод.
У мостовых кранов (рис. 1) несущая ферма (мост) опирается непосредственно на ходовые колеса.
Подкрановые пути мостовых кранов помещаются на высоких эстакадах. Это позволяет размещать под эстакадой различное технологическое оборудование, улучшая тем самым использование территории склада. На лесных складах для разгрузки лесовозного подвижного состава и штабелевки хлыстов и деревьев применяются мостовые краны КМ-3001, КМ-З0Г и КМ-3076.
Мостовой кран КМ-3001 имеет грузоподъемность 30 т, пролет крана 31,5 м, наибольшая высота подъема крюка 12 м, скорость подъема груза 0,13 м/с, перемещения грузовой тележки 0,66 м/с и перемещения моста 1,33 м/с.
Краны КМ-З0Г и КМ-3076 имеют также грузоподъемность 30 т, но пролет кранов 32 м. Скорость подъема груза соответственно 0,13 и 0,33 м/с, передвижения моста 1,3 и 1,67 м/с. Суммарная мощность двигателей составляет у крана КМ-З0Г 94 кВт, а у крана КМ-3076 141 кВт.
Козловые краны представляют собой разновидность мостовых, у которых в качестве опор, поддерживающих мост на определенной высоте, служат козлы. Козловые краны разделяются на два типа: поперечные и продольные.
Краны первого типа (рис. 2) седлают штабель и при работе перемещаются вдоль него.
Подкрановые пути располагаются между штабелями. Передвижение крана вдоль фронта штабелей происходит по рельсовому пути посредством траверсной тележки. Такие краны имеют пролет несколько больше длины штабелюемых материалов. Основное достоинство поперечных козловых кранов - возможность укладки штабелей большой длины и высоты, а недостаток - необходимость устройства на складе большого числа путей. Эти краны могут применяться на крупных лесоперевалочных складах, когда необходимо создавать большие запасы лесоматериалов при большой длине штабелей.
Козловые продольные краны (рис. 3) в отличие от поперечных, имеют пролеты значительно больших размеров, рассчитанные на укладку штабелей в пролете крана.
При установке в рабочее положение они перемещаются вдоль фронта погрузки. В процессе погрузки происходят подъем и опускание груза, а также горизонтальное передвижение посредством тележки, перемещающейся по мосту в пределах пролета крана. Козловые краны рассчитаны на укладку материалов в штабеля высотой не более 6...8 м. Длина штабелей зависит от их расположения в пролете крана. Пролет таких кранов составляет 20...50 м, а грузоподъемность 5...30 т и более.
Различают бесконсольные козловые краны (рис. 4) и консольные козловые краны (рис. 5).
У последних длина моста больше расстояния между опорами, поэтому для перемещения груза опоры у них делаются портальными. Транспортные пути и штабеля материалов размещаются как в пролете крана, так и под консолями. Привод механизмов козловых кранов осуществляется электродвигателями постоянного и переменного тока посредством гибкого кабеля или троллейной линии.
Козловые краны находят применение на нижних складах леспромхозов и лесоперевалочных комбинатах, а также на складах сырья деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных комбинатов для разгрузки и погрузки железнодорожных составов, штабелевки материалов, а в некоторых случаях для выгрузки леса из воды. К козловым кранам относятся бесконсольные краны К-305Н, К-405, К-505, ЛТ-62 и консольно-козловые ККУ-7,5, ККУ-10, ККС-10, КСК-30-42В, ККЛ-32, ККЛ-16 и др.
Техническая характеристика некоторых козловых кранов приведена в табл. 1.
Козловой кран ЛТ-62 (рис. 6) имеет мостовую несущую ферму решетчатой конструкции, опирающуюся на жесткую и шарнирную опоры.
Каждая из опор (установлена на две тележки - ведущую и неприводную, которые взаимосвязаны с помощью затяжки. Несущая ферма состоит из отдельных секций, соединенных болтами. При удалении средней секции пролет крана уменьшается с 40 до 32 м. По концам несущей фермы установлены две лебедки для подъема и опускания груза. На жесткой опоре располагается лебедка грузовой тележки, которая движется по рельсам, уложенным на верхний пояс несущей фермы. По концам рельсового пути установлены ограничители передвижения грузовой тележки. Управление всеми механизмами крана сосредоточено в кабине крановщика, которая расположена в верхней части жесткой опоры.
Кран при помощи двух ведущих ходовых тележек перемещается по подкрановому пути, по обоим концам которого установлены тупиковые упоры с ограничителями. Они отключают и затормаживают электродвигатели обеих ведущих ходовых тележек крана.
Схема запасовки грузового и тягового канатов приведена на рис. 7.
На кране установлены ограничители грузоподъемности и крайнего верхнего положения траверсы подъема груза. Козловые краны К-305Н, К-405 и К-505 имеют соответственно грузоподъемность 30, 40 и 50 т, а пролет 32, 26 и 20 м.
Консольно-козловой кран KKЛ-32 (рис. 8) имеет несущую ферму коробчатой сварной конструкции.
Она установлена на две коробчатые опоры, каждая из них опирается на раму ходовых тележек крана. Грузовая тележка с кабиной крановщика располагается на несущей ферме, состоящей из трех соединенных между собой секций. Вдоль фермы идут рельсы, по которым перемещается грузовая тележка, а по концам фермы закреплены упоры, ограничивающие путь ее перемещения. Грузовая тележка располагается консольно по отношению к несущей ферме, что облегчает перемещение поднятой пачки грузов с пролетной части несущей фермы на ее консоли. К консольной части основания тележки приварена опора, обеспечивающая ее устойчивость. Грузовая тележка с боков защищена стенами, а сверху крышей.
Механизм подъема и опускания груза помещен на грузовой тележке и состоит из двух одинаковых однобарабанных лебедок, каждая из которых имеет электродвигатель, редуктор, барабан и электрогидравлический тормоз.
Схема запасовки каната для подъема и опускания груза приведена на рис. 9.
Механизм передвижения грузовой тележки включает две приводные ходовые тележки с двухребордными ходовыми колесами, которые катятся по рельсу, уложенному на верхнем поясе несущей фермы, балансир, располагаемый на опоре, два катка балансира катятся по рельсу, находящемуся сбоку несущей фермы, и два регулируемых катка, опирающиеся на рельс, также находящийся сбоку несущей фермы, но с другой стороны от балансира.
Грузовая траверса крана представляет собой сварную раму, на которой располагаются подвижные блоки полиспастов и механизм поворота грейфера. Подача напряжения к двигателям грузовой тележки и механизму подъема и опускания груза осуществляется по гибкому электрическому кабелю, подвешенному к кареткам, которые перемещаются на катках по особому рельсу. Механизм передвижения крана имеет четыре ходовые тележки - по две под каждой опорой крана. По обе стороны рамы ходовых тележек крепятся противоугонные захваты.
Консольно-козловой кран ККС-10 (рис. 10) является модернизацией ранее выпускавшихся консольно-козловых кранов ККУ-7,5 и ККУ-10.
Кран ККС-10 состоит из несущей фермы, опирающейся на две опоры, одна из которых соединена с фермой жестко, а другая шарнирно. Несущая ферма представляет собой решетчатую конструкцию прямоугольного сечения. Она имеет три средние секции и две консоли, соединенные между собой болтами. Пролет крана 32 м, он может быть уменьшен до 20 м посредством средней секции фермы длиной 12 м. К нижнему поясу несущей фермы прикреплен двутавровый монорельс, по которому передвигается грузовая тележка с кабиной крановщика. Консоль жесткой опоры на 2 м длиннее другой, что обеспечивает одинаковый вылет крюка в крайних положениях грузовой тележки на обеих консолях. Опоры крана портальные, и каждая из них опирается на две ходовые тележки, одна из ко-торых приводная. Приводная и неприводная ходовые тележки каждой опоры соединены между собой стяжкой. Приводные ходовые тележки располагаются под разными ногами портальных опор, благодаря чему улучшаются условия передвижения крана в период его разгона и остановки.
Кинематическая схема приводной ходовой тележки крана приведена на рис. 11.
Пачки материалов длиной более 8 м при перемещении их под опорами необходимо разворачивать в продольном направлении. Механизм подъема и опускания груза установлен на грузовой тележке и представляет собой однобарабанную лебедку. На барабане имеются две встречные нарезки, по которым навиваются ветви грузоподъемного каната. На свободном конце грузового барабана смонтировано устройство, контролирующее предельную высоту подъема грузового крюка.
Схема запасовки грузоподъемного каната и кинематическая схема механизма подъема и опускания груза представлены на рис. 12.
Грузовая тележка перемещается по монорельсу вместе с кабиной крановщика, которая связана с тележкой шарнирно. Грузовая тележка приводится в движение однобарабанной лебедкой, установленной на несущей ферме под шарнирной опорой.
Схема запасовки тягового каната и кинематическая схема тяговой лебедки приведены на рис. 13.
Изменение направления движения грузовой тележки достигается реверсированием электродвигателя. Электроэнергия подается к крану по гибкому кабелю, который наматывается на кабельный барабан вместимостью 100 м. Управление краном ведется из кабины крановщика.
Кран ККС-10 имеет ограничители высоты подъема груза, передвижения грузовой тележки и крана по рельсовому пути. Кроме того, для предотвращения самовольного передвижения крана по рельсовым путям при сильном ветре на приводных ходовых тележках установлены противоугонные захваты. Кран ККС-10 монтируется с помощью двух полиспастов с тяговым усилием 50 кН без использования других грузоподъемных механизмов.