Новости, обзоры и акции
Новости, обзоры и акции
Устройство и характеристика лебедок
Исполнительными механизмами лебедки являются барабаны, которые служат для навивки тягового органа - канатов.
Барабаны могут быть гладкими и нарезными. Нарезные барабаны применяют при навивании каната в один ряд, при многорядной навивке применяются только гладкие барабаны с ребордами. По конструкции барабаны бывают литые и сварные.
В подъемно - транспортных и транспортных лебедках одна из реборд барабанов может быть выполнена как ведомая часть муфты включения и одновременно как тормозной шкив. У этих лебедок барабаны соединяются с передаточным механизмом муфтами включения. Это дает возможность включения и выключения барабанов независимо от работы двигателя. Они могут быть кулачковыми и фрикционными.
Наибольшее распространение получили фрикционные муфты, у которых движение от ведущей части к ведомой передается через трение соприкасающихся поверхностей. Они дают плавное включение и предохраняют передаточный механизм и двигатель от перегрузки. Применяются следующие типы фрикционных муфт: конусные, радиально-колодочные, ленточные, ленточно - планетарные, дисковые.
Благодаря своей простоте и надежности особенно широко применяются конусные муфты (рис. 1).
Они состоят из ведущего конуса, обычно закрепленного на зубчатом колесе, и ведомого конуса, соединенного с барабаном или отлитого вместе с ним. Ведущий конус покрыт особым фрикционным материалом. Для включения муфты необходимо придать ведущей или ведомой части муфты осевое движение. Обычно это осуществляется с помощью поворота резьбовой нажимной втулки, соединенной с подвижной частью муфты. К недостаткам конусных муфт относят большой износ трущихся частей и большое осевое усилие для включения.
При большой грузоподъемности лебедок ручное включение может оказаться затруднительным, тогда применяются вспомогательные электромоторы и муфты, называемые сервомоторами и сервомуфтами. Принцип действия сервомуфт заключается в том, что посредством их используется крутящий момент вала или ведущего колеса для пуска в ход муфты включения. С этой же целью вместо сервомоторов и сервомуфт применяется пневматическое или гидравлическое управление муфтами включения. Тогда необходимо иметь компрессор или гидронасос, приводимый в действие двигателем лебедки. Широкое применение в настоящее время получили текстильные стропы. Они изготавливаются из полиэфирных лент высокого качества и за счет этого удобны и эластичны при погрузочных работах.
Пневматические фрикционные муфты включения барабанов могут быть колодочными и ленточными. Принцип работы их следующий (рис. 2).
На ведущей части муфты укреплены обойма с кольцевой резиновой камерой и колодки или лента с фрикционной обкладкой. В выключенном состоянии колодки или лента пружинами оттянута к ступице муфты. При включении муфты сжатый воздух поступает в камеру и происходит прижатие колодок или ленты к ведомой части муфты, связанной с барабаном. Воздух к вращающейся муфте подводится специальным устройством.
Барабаны лебедок имеют ленточные и колодочные тормоза. Первые устанавливают на рабочих барабанах и обычно рассчитаны на полную грузоподъемность барабана. Колодочными тормозами снабжаются барабаны обратного хода, они постоянно притормаживают барабан для равномерного разматывания каната.
Выпускаются лебедки с приводом барабанов от электродвигателя и от двигателей внутреннего сгорания. Передаточный механизм лебедки представляет собой одно- или двухступенчатый редуктор и ряд открытых зубчатых передач. Ведущий вал редуктора приводится в движение от вала двигателя через соединительную муфту или муфту сцепления.
Рама лебедки металлическая, сварной конструкции в виде полозьев. Управление муфтами включения и ленточными тормозами барабанов производится из кабины оператора посредством рычагов и тяг или пневматического (гидравлического) привода.
В зависимости от назначения и условий работы в промышленности применяются одно-, двух- и многобарабанные лебедки.